Четверг, 25.04.2024, 02:53
Приветствую Вас Гость | RSS

"НЕУНЫВАЙКА" - ЭТО КЛАСС! УБЕДИТЕСЬ ВЫ НЕ РАЗ!

Категории раздела
Игры on-line
«ЛОГОЗАВРИЯ» - сайт детских компьютерных игр
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 136
Калькулятор
Переводчик
Переводчик онлайн
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Основные направления здоровьесберегающего компонента
[ · Скачать удаленно () ] 21.01.2011, 22:03

Основные направления здоровьесберегающей деятельности в начальной школе Калинина Наталья Викторовна, руководитель кафедры начальных классов ГОУ СОШ 1945 Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… А.В.Сухомлинский Сохранение здоровья школьников – особая проблема, которая давно вышла из разряда только собственно медицинских, и сегодня все увереннее обретает педагогическое и социальное значение. Необходимость первоочередного решения данной проблемы очевидна не только для каждого педагога, но и для большинства граждан государства. В Законе «Об образовании» сказано «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.». Главная особенность современной школы сегодня – это курс на сохранение, укрепление, восстановление здоровья школьников. Это предполагает целенаправленную работу всего коллектива по повышению здоровьесберегающего качества образовательного процесса. В ходе разработки концепции и программы эксперимента «Здоровьесберегающий компонент развивающей среды начальной школы» были определены теоретико-методологические основы здоровьесберегающей деятельности. Принципиально важными для реализации здоровьесберегающего подхода в начальной школе являются идеи системного, ресурсного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов (В.Г.Афанасьев, Л.В. Занков, В.П. Зинченко, Г.К. Селевко, Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Лизинский В.М. и др.). Это в целом позволило определить практическую значимость и ценность данного направления работы в повышении качества образования. Здоровье как цель, содержание и результат образовательного процесса рассматривается нами и как фактор и условие эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся, а, следовательно, во многом определяет успешность младших школьников в освоении образовательных программ. Участники эксперимента, педагоги начальных классов ГОУ СОШ № 1945 разрабатывали и апробировали содержание деятельности по конкретным направлениям здоровьесберегающей работы, выделенным в программе эксперимента, которые определяют основные преобразования в повышении здоровьесберегающего качества образовательного процесса в учреждениях образования. Ими являются: 1.Создание здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, прежде всего, предполагает административный контроль за соблюдением требований СанПиНов, который включает мониторинг состояния содержания помещений школы, школьной мебели, оборудования. Для начальной школы в здании нашего учреждения образования выделен отдельный блок, где за каждым классом закреплено определённое помещение. Грамотно подобранная цветовая гамма в кабинетах способствует нормализации эмоционального состояния. Высота парт достаточно легко регулируется в соответствии с ростом учащихся. Все кабинеты разделены на две основные зоны: учебную с рабочими местами и релаксационную – зону для игр, общения, отдыха. В классах соблюдается воздушно-тепловой режим, организован питьевой режим – в каждом классе есть кулер с одноразовыми стаканчиками. Классные кабинеты оснащены современными техническими средствами обучения. В школе разработана программа внутришкольного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которая ежегодно корректируется с учетом ситуационных изменений. Цель такой программы – анализ санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического состояния школы для последующего планирования работы по улучшению качества образовательной среды, как одного из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса. В рамках программы решаются следующие задачи: · осуществление систематического текущего контроля (оперативный, тематический) за соблюдением санитарных правил и выполнением профилактических мероприятий; · стимулирование профессиональной активности педагогов по решению задач здоровьесбережения через активизацию рефлексивной и оценочной деятельности, оказание моральной и материальной поддержки; · обеспечение качества управления образовательным учреждением в целом, за счет апробирования и внедрения принципов корпоративного и партисипативного управления. Традиционными для школы стали смотры кабинетов, по которым составляется паспорт, в который постепенно вносятся дополнения или изменения. Также в рамках этого направления работы огромное внимание уделяется организации качественного питания учащихся. В ходе экспериментальной работы было активизировано взаимодействие учителей начальной школы с работниками пищеблока и родителями учащихся. Основная работа связана с обеспечением максимального охвата учащихся горячим питанием и контролем за его качеством, а также повышением здоровьесберегающей компетентности родителей в вопросах организации правильного питания младших школьников. Не менее значимо при развитии здоровьесберегающей среды в школе учитывать состояние и перспективы обогащения материально-технической базы образовательного учреждения (в том числе обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарём для ГПД), а также обеспечение и поддержание состояния экологической комфортности среды школьных помещений и пришкольного участка, где дети проводят значительную часть дня. 2. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает: · контроль за соблюдением гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной нагрузки, домашних заданий; · использование методик обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. В школе активно идет освоение и внедрение технологий адаптивного, личностно-ориентированного, проблемного, развивающего обучения, в течение нескольких лет реализуется индивидуальный, дифференцированный подход в обучении (индивидуальное дозирование учебной нагрузки, индивидуальные программы и планы обучения); · контроль за соблюдением требований к использованию ТСО; · контроль за соблюдением единых учебных требований (например, единого орфографического режима), которые обеспечивают преемственность между начальным и средним звеном школы, психологическую комфортность, что также способствует здоровьесбережению учащихся. · 3. Организация физкультурно-оздоровительной и досуговой работы в начальной школе. Учителями начальной школы ежегодно проводится мониторинг занятости учащихся в физкультурно-оздоровительных секциях школы, а также оценка удовлетворённости образовательных и здоровьеформирующих потребностей учащихся и их родителей. На уроках физкультуры, в группах продлённого дня организована полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья. Физическая активность учащихся в школе организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений: Ø уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время – так называемые «большие» формы занятий; Ø «малых» форм, вводимых в структуру учебного дня (активные перемены, прогулки и т.п.) для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения. Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5-10 минут дополняет утреннюю гимнастику, которая, к сожалению, не всегда делается учащимися дома. Гимнастика до уроков имеет своё назначение – подготовить ребёнка к удержанию правильной осанки во время длительной работы за партой, нормализировать и углубить дыхание, сосредоточить внимание, повысить общий тонус. В нашей школе работает бассейн, в котором учащиеся начальной школы имеют возможность проводить два занятия в неделю. Комплексы упражнений вводной гимнастики меняются два раза в месяц. На малых и динамической переменах проводятся подвижные игры. Каждый учитель проводит физкультминутки на уроках, учитывая специфику своего предмета. Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность. Время начала физкультминутки определяет учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки. В состав упражнений физкультминуток обязательно включаются упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и дыхательные упражнения. Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статистическую или статикодинамическую нагрузку. 4. Развитие здоровьесберегающей компетентности участников образовательного процесса, формирование ценностного отношения к здоровью, воспитание здорового образа жизни, осознанного здоровьесберегающего поведения. В систему работы начальной школы включены комплексы оздоровительных мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Среди которых можно выделить: Ø классные часы. За время экспериментальной работы были подготовлены и проведены следующие классные часы: · «Если хочешь быть здоров» · «В здоровом теле – здоровый дух» · «Как сохранить зрение» · «Полезные привычки» · «Режим дня школьника» · «Профилактика простудных заболеваний» · «Витамины – наши друзья» · «Личная гигиена» и др.; Ø лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, по профилактике вредных привычек, индивидуальным программам повышения здоровья и т.п.; Ø массовые мероприятия для учащихся, родителей, представителей общественности: · Дни здоровья, · конкурсы «Мама, папа и я – спортивная семья», «Сильные, смелые, ловкие», · праздники «В гостях у Мойдодыра», «Уроки доктора Айболита» и т.д.. · 5. Работа по развитию здоровьесберегающей компетентности педагогов и родителей включает: · повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики здоровья (все учителя начальной школы прошли подготовку на курсах «Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе»); · родительский лекторий «Основы здоровья ребёнка и здоровье в семье»; · привлечение педагогов и родителей к совместному планированию и проведению работы по воспитанию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек; · контроль за соблюдением рекомендаций по объёму двигательной активности учащихся (организацией динамических перемен, физкультминуток на уроках, динамической паузы и активной прогулки в начальной школе и т.д.); · развитие условий и активизацию работы спортивно-оздоровительного подразделения школы; Хочется отметить, что для педагогов школы также предоставлена возможность поддерживать и укреплять своё здоровье в школьном бассейне, спортивном и тренажёрном залах. 6. Мониторинг здоровья и эффективности здоровьесберегающей работы включает: · мониторинг состояния здоровья учащихся (по данным медицинских осмотров), регулярное обсуждение этих результатов на педсоветах, совещаниях, доступность сведений для каждого педагога, ведение документации по оценке здоровья учащихся; · организацию медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся со школьными проблемами; · привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей. Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья учащихся, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях – вот некоторые формы работы с родителями и учащимися начальных классов, проводимые школьным медицинским персоналом. Таким образом, активное участие в работе сетевой экспериментальной площадки ФПК и ППРО МПГУ позволило определить и апробировать программу деятельности по развитию здоровьесберегающего компонента образовательной среды начальной школы.

Категория: Мои файлы | Добавил: Неунывайка
Просмотров: 2918 | Загрузок: 352 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Праздники дня
Проверь себя
Словари русского языка
www.gramota.ru
Наша кнопка
Погода
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz